Цели и задачи ФВП

Экономическое, социальное и национальное возрождение России возможно через раскрытие индивидуальных возможностей и интеллектуально-творческого потенциала каждой личности. Как нам представляется, использование недооцененного и не вовлеченного в процессы модернизации государства интеллектуального потенциала общества, является важнейшей задачей, отвечающей интересам как политической власти, так и самодеятельных корпоративных профессиональных объединений. Формирование условий и предпосылок для развития суверенитета каждого гражданина на основе его профессиональной деятельности - это единственный путь для восстановления исторической преемственности социально-политических процессов создания в стране гражданского общества.

В соответствии со статьёй 62 действующих "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", руководителем группы разработчиков которых был один из авторов данной работы, медицинские работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских работников, развития медицинской практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников.

Одновременно шла интенсивная работа по изучению и анализу опыта врачебного самоуправления и взаимодействия врачебного сообщества с органами государственной власти в дореволюционной России, а также многолетнего опыта в этом отношении зарубежных стран. Результаты этого анализа регулярно доводились до сведения врачебной общественности и публиковались на страницах "Врачебной газеты" Например, довольно большая работа о зарубежном опыте врачебного самоуправления с анализом целей, задач, направлений и видов деятельности была опубликована в нескольких номерах этой газеты за 2002 год. Важно отметить, что во многих странах наряду с врачебными палатами существуют и медицинские ассоциации (Хорватия, Чехия, Германия, Польша, Словакия, Словения), а в некоторых из них функционируют и другие профессиональные врачебные сообщества : в Германии- Ассоциация частнопрактикующих врачей, Ассоциация врачей, выполняющих гражданские функции- Marburger Bund, Объединение врачей страховых касс, Объединение молодых врачей и студентов и т.д., в Польше- Федерация польских медицинских обществ, в Швеции- помимо медицинской ассоциации имеется Шведское медицинское общество. Существенным отличием этих объединений является членство, в ассоциациях и других обществах - добровольное, в палатах- обязательное, что связано в том числе с лицензированием деятельности врачей, осуществляемым палатами. И хотя некоторые функции различных профессиональных медицинских организаций могут перекрещиваться и даже частично дублироваться, тем не менее врачебные палаты представляют собой более формализованные и структурированные объединения, призванные защищать интересы и права врачей (в Польше и стоматологов), которые имеют гораздо больший авторитет и вес в обществе и с которыми считаются все властные структуры.

При этом специальному изучению подвергся опыт работы врачебных палат в других странах (Германии, Польше, Словакии, Словении и др.) не только по данным публикаций, литературных и официальных источников, но и при непосредственном участии в различных международных форумах и мероприятиях. Это способствовало формированию представления о Врачебной палате как об особой, самостоятельной, независимой, негосударственной организационно- правовой форме активного объединения врачей и последующего развития врачебного самоуправления профессиональной медицинской деятельностью. Исходя из этого чиновники (в хорошем смысле этого слова) от медицины не могут создавать врачебные палаты и входить в их состав. В соответствии с требованиями гражданского общества они должны создать необходимые условия для организации, становления и развития медицинской общественности и с ними должно быть организовано определенное взаимодействие. Такая постановка вопроса справедлива и она характерна для многих развитых стран. Например, на Всегерманском съезде земельных врачебных палат (Кёльн,2003 г.) фрау Фишер, министр здравоохранения земли Северный Рейн-Вестфалия, отвечая на вопрос о разделении полномочий,